Нам кажется, что один год – это немного. Это время от отпуска до отпуска, от одной новогодней суеты до другой. Но новорожденный за 12 месяцев вырастает из сонного комочка до сознательного годовалого малыша. Конечно, этапы развития, которые представлены ниже, не заключаются в жёсткие временные рамки – кто-то из детей проходит их чуть раньше, кто-то позже. Главное - вас ждёт удивительный год, наполненный гордостью и радостью за маленькие победы своего ребёнка.

Врождённые физиологические рефлексы

  • Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
  • Плавательный. Если, поддерживая, ребёнка окунуть в воду, то он будет пытаться плыть.
  • Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
  • Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
  • Рефлекс ходьбы. При поддержке в вертикальном положении, слегка наклоните ребёнка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.
  • Рефлекс Бабинского. При проведении пальцем по внешнему краю стопы, пальчики ноги расходятся в разные стороны одновременно с поворотом стопы.
  • Рефлекс Бабкина. При надавливании ребёнку на ладонь, он поворачивает голову и открывает рот.

1 месяц. [1, 2]

Сон для ребёнка, по-прежнему, важная часть жизни, на которую он тратит до 20 часов в сутки. Как только малыш привыкнет к окружающей обстановке, он постепенно начнет изучать пространство вокруг себя.

Теперь он вас не просто слышит, а прислушивается к вашему голосу и даже может реагировать на него простыми звуками. В этот период кроха начинает улыбаться в ответ на общение или просто во сне.

Физическое развитие:

  • Малыш приподнимает голову, лёжа на животе. Чтобы тренировать этот навык, стоит почаще выкладывать ребёнка на живот.
  • Поворачивает голову в сторону резких звуков и маминого голоса. С рождения слух развит хорошо, но умение отличать отдельные звуки формируется постепенно.
  • Останавливает взгляд на предметах. Он уже может рассмотреть игрушку на расстоянии 1 метра или задержать взгляд на яркой погремушке на несколько секунд.

2 месяца. [1, 2]

Ребёнок постепенно начинает входить в ритм сна и бодрствования. Сытый и сухой засыпает не сразу – может «общаться» с вами, улыбаться. Появляется первое гуление и интонация плача. Некоторые мамы, в этот период, уже могут понять, почему плачет ребёнок

Физическое развитие:

  • Лёжа на животе, может несколько секунд удерживать голову вертикально.
  • Длительное время удерживает объект в поле зрения.
  • Может удержать игрушку в руке.

3 месяца. [1, 2]

Ваш малыш начинает активно интересоваться тем, что его окружает: может выражать радость при появлении любимой игрушки и даже тянуться к ней. В этом возрасте ребёнок «находит» свои ручки и внимательно их изучает.

Эмоций становится больше: кроха радуется появлению родителей, «поёт» при гулении.

Физическое развитие:

  • Плавно следит за перемещением игрушки, может координировать поворот головы и глаз.
  • Гипертонус мышц постепенно проходит: кулачки больше не сжаты, ножки легко распрямляются.
  • Может начать переворачиваться со спины на бок или даже на живот.
  • Лёжа на животе, опирается на согнутые предплечья. Держать голову вертикально теперь не сложно. Напротив, ребёнок активно поворачивает голову, реагирует на звуки вокруг.

4 месяца. [1, 2]

Малыш уже знает вас и более того – умеет отличать от других людей по внешности и голосу. При этом, он сам начинает пробовать различные интонации: гуление становится более плавным и певучим.

Будьте внимательны и следите за чистотой предметов вокруг ребёнка: теперь он может захватывать их всей ладошкой и тянуть в рот. Отнимать ничего не надо – так кроха изучает мир.

Физическое развитие:

  • Лёжа на животе, поднимается на прямых руках.
  • Лёжа на спине, приподнимает голову, сгибает руки в локтях, подтягивается.
  • Начинает уверенно переворачиваться со спины на бок или живот.

5 месяцев. [1, 2]

Ваш малыш с каждым днём становится всё более самостоятельным. Чутко реагирует на голос мамы – радуется и смеётся. Если вы начнете при нём разговаривать, сможет определить источник звука. Следит за разговаривающими, переводя взгляд с одного на другого, обменивается со взрослыми звуками и выражением лица. [4]

Попробуйте поднести малыша к зеркалу и он будет внимательно рассматривать своё отражение.

Физическое развитие:

  • Лёжа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок.
  • Может присаживаться при помощи взрослых и держать голову прямо. Однако, не стоит самостоятельно торопить этот процесс, дождитесь искреннего интереса ребёнка к нему.

6 месяцев. [1, 2]

Чаще обращайтесь к малышу по имени и он начнёт реагировать на него. Речь ребёнка становится более звучной, появляются первые слоги. Теперь он может недолго общаться сам с собой.

Малышу интересны не только игрушки. Он настойчиво добивается вашего внимания – пытается дотянуться, двигается, ищет зрительный контакт, хнычет. Ему нравится трогать ваше лицо, таскать за волосы. Такой тесный контакт выглядит как баловство. Но это именно то, что ребенку нужно для хорошего настроения.

В этот период уже стоит знакомить ребёнка с другой пищей, а не только с грудным молоком или молочной смесью. Малыш может быть капризным и плаксивым, так как у большинства детей в этом возрасте начинают прорезываться первые зубки.

Физическое развитие:

  • Переворачивается со спины на живот и обратно.
  • Может ровно стоять при поддержке.

7 месяцев. [1, 2]

Это период активного развития малыша: как эмоционального, так и физического. Ребёнок начинает повторять за вами, пытаясь воспроизвести вашу интонацию.

Кроха становится догадливым: при виде бутылочки или маминой груди, тянется к ним, понимая, что его сейчас будут кормить. Может придерживать бутылочку руками, “помогая” маме.

Физическое развитие:

  • Лёжа на спине, поднимает ножки и трогает ступни.
  • Лёжа на животе, тянется за игрушкой.
  • Может стучать, колотить игрушкой, изучая её.

8 месяцев. [1, 2]

Малыш запоминает события, повторяющиеся каждый день. С 8 месяцев к этим знаниям добавляются слова и жесты. Маленькому непоседе достаточно погрозить пальцем, чтобы он перестал тянуться к горячему утюгу.

Ребенок начинает играть с вами -- повторять действия, которые вызывают смех, играет в прятки, тянет ручки навстречу.

Физическое развитие:

  • Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой.
  • Стоит с поддержкой за грудь, пытается "пружинить" на ножках (туловище слегка наклонено вперед).
  • Лежа на боку, приподнимает голову.
  • Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки ("ласточка"). Поворачивается по кругу.

9 месяцев. [1, 2]

Мышление и память развиваются все активнее: если отвлечь ребенка на короткое время, он вновь вернется к тому, чем был занят. В этом возрасте малыши начинают лепетать и произносить сложные слоги.

Физическое развитие:

  • Помогает пить из чашки.
  • Сидя, сохраняет равновесие. Из этого положения берет предметы, игрушки -- даже те, что находятся позади него.
  • Стучит предметом о предмет, хлопает в ладоши.
  • Встает, ухватившись за опору.
  • Встает на четвереньки, делает первые попытки ползти.

10 месяцев. [1, 2]

Ребёнок начинает знакомиться с нормами поведения. Качество и успешность усвоения правил, в основном, зависит от последовательности родителей и от общего эмоционального фона. Например, спокойное и доброжелательное отношение способствует хорошему поведению и послушанию. Наоборот, неуравновешенность родителей, вспышки гнева с применением физического наказания, могут оттолкнуть ребенка, вызвать упрямство, действия "назло".

Малыш продолжает изучать окружающий мир через ваши эмоции: повторяет выражение лица, интонацию голоса. Он уже может показать своё настроение, изменяя тональность и громкость слов.

Физическое развитие:

  • Может самостоятельно, но недолго стоять.
  • Поднимается на ноги и пытается стоять без опоры. Некоторые дети начинают ходить, держась одной рукой.
  • Встает на четвереньки из положения сидя или из положения лёжа на животе. Может раскачиваться взад-вперёд.
  • Развивается мелкая моторика: ребенок может захватить мелкий предмет двумя пальцами (неточный "пинцетный захват").
  • Совершает подражательные движения рук: машет на прощание, играет в "ладушки".

11 месяцев. [1, 2]

Удивительно, на за прошедшие 11 месяцев ваш малыш уже многому научился. Теперь он знает несколько просьб, например, "дай" или "иди ко мне". А при слове "нельзя" может слушаться.

Игрушки занимают всё больше его внимания. Ребёнок может кидать мячик, возить машинку, складывать пирамидки из колец, перелистывать страницы у книги.

Физическое развитие:

  • Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу.
  • Присаживается или наклоняется, держась за опору.
  • Садится из положения на четвереньках.
  • Подтягивается на руках, чтобы встать.
  • Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 секунд): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает.
  • Выполняет движения по просьбе (например, на слово "ладушки" начинает хлопать в ладоши).

12 месяцев. [1, 2]

Поздравляем! Это первая "взрослая" дата вашего ребенка. За год он проделал сложный путь. Вы помогли ему разбудить свои эмоции и получить первые физические навыки.

Не зря говорят, что дети впитывают информацию, как губка: ребенок наблюдает за вами и старается повторять даже бытовые действия.

Не забывайте читать малышу -- найдите книги с красивыми картинками, разглядывайте их, показывайте героев. Старайтесь развивать речь ребёнка -- ведь к году многие из них уже могут сказать первые слова: “мама”, “баба”, “тата”.

Физическое развитие:

  • Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) - точный "пинцетный захват".
  • Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет. Может выкладывать игрушки из коробки, играть в простые сортеры.
  • Специально бросает предметы, чтобы их поднимали.
  • Поворачивается на звук, когда его зовут.
  • Активно развиваются двигательные навыки: кто-то из детей отлично ползает, кто-то совершает первые шаги без поддержки.

Воспитание ребёнка – это важная и сложная задача. Вас ждёт много открытий, не всегда приятных. Главное, не стоит забывать, что ребёнок – зеркально отражает ваши эмоции и настроение в семье. Окружите его любовью, подарите своё внимание, искренне интересуйтесь его делами и маленькими проблемами. Доверяйте ребёнку и помогите ему доверять вам.

Список используемой литературы:

Батышева Т.Т., Основы диагностики и лечения патологии нервной системы у детей первого года жизни. - Москва - 2012 г. URL: https://clck.ru/PZotp
2. Казьмин А.М., Казьмина Л.В., Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. - Москва - 2001 год.